Виды и типы цистерн-полуприцепов
15.09.2014
Стоит ли говорить, что перевозка всевозможных технических и пищевых жидкостей есть бизнес обособленный и весьма своеобразный. Перевозчики, не учитывающие данное обстоятельство, часто вторгаясь в новый для себя сегмент попадают впросак. Типичная картина — цистерна, новая или бывшая в эксплуатации, приобретенная транспортной компанией под проект по расширению бизнеса встала на прикол по причине нерегулярности или полного отсутствия заказов на перевозку. Все выше сказанное говорит о том, что прежде чем приобретать цистерну необходимо просчитать загрузку подвижного состава с запасом, то есть, учитывая худший вариант развития событий. Кроме того, исследуя рынок на предмет поиска потенциальных клиентов, стоит учитывать, что большая их часть заказывает перевозку грузов относящихся к классу опасных. А это означает, что транспортная компания будет вынуждена получить разрешение на перевозку опасных грузов, что не так то просто и связано с дополнительными финансовыми затратами. Только учтя упомянутые выше нюансы, имеет смысл переходить к выбору подвижного состава.
И задача эта, несмотря на кажущуюся простоту имеет массу тонкостей, так как каждая цистерна в отличие от, скажем распространенных многофункциональных «шторников», которые тягают многочисленные седельные тягачи, предназначена для перевозки строго определенного вида (нескольких видов) жидких грузов. Первый шаг в выборе подвижного состава состоит в том, чтобы определиться пищевые или не пищевые продукты будут перевозиться в «бочках». Так, перевозка одного и того же химического вещества — спирта, который может быть как пищевым, так и техническим теоретически невозможна в одной и той же емкости. Однако не стоит забывать, что спирт который предназначен для технических целей, есть сырье для химического производства и является для человека опасным ядом. А это означает, что любые его остатки (жидкие или парообразные), не удаленные из цистерны вступят в химическую реакцию с веществом, залитым после опорожнения емкости. Скажем сегодня перевозчик везет со спиртзавода технический спирт, а завтра в ту же емкость заливает пищевой. Спору нет, современные методики очистки внутренностей цистерн и высокоэффективные химические средства, применяемые при данном процессе гарантируют высокую степень удаления перевозимых продуктов. Однако стоит ли рисковать, тем более, когда речь идет о человеческих жизнях? Итак,
Определившись с этим, переходим ко второму, важному пункту. Нужна ли вам обычная «бочка» или емкость обязана иметь хорошую термоизоляцию, то есть, быть термосом. Так, перевозка ряда пищевых продуктов, скажем того же молока, требует поддержания в цистерне в момент его транспортировки определенного температурного режима. Особенно соблюдение температурного режима важно когда компания — перевозчик работает в жарком регионе России, где палящее Солнце днем разогревает корпус цистерны до температуры, при которой на металле можно жарить яичницу. Не менее востребованы «термосы» и при перевозках некоторых химических соединений, например гудрона, сжиженного газа или некоторых видов растворителей. И если в первом случае горячая жидкость должна по возможности сохранить свою первоначальную температуру в процессе перевозки, то в других термоизоляция призвана не допустить заметного повышения температуры содержимого емкости так как интенсивное газовыделение и растущее давление на стенки металлического сосуда способно привести к его разрушению. И это несмотря на наличие предохранительных клапанов. Последние, даже имеющие высокую пропускную способность, могут не успевать сбрасывать растущее с большой скоростью давление. Кроме того, любой выброс в атмосферу ядовитых химических соединений есть повод экологических организаций оштрафовать транспортника. А уж позаботиться о том, чтобы соответствующие службы нагрянули в его офис позаботятся конкуренты. В борьбе за заказы все методы хороши.
Теперь, когда перевозчик решил две первые задачи самое время определиться с типом материала из которого будет изготовлена цистерна. По сути, имеется три основных варианта. Первый — корпус «бочки» изготавливается из высокопрочной стали. Второй — цистерны собираются из проката нержавейки. Третий — емкости варятся из алюминиевых листов, точнее из особо прочных сплавов крылатого металла. Первый тип материала является самым распространенным. Его неоспоримыми преимуществами является сравнительно невысокая цена конечного изделия, широкий спектр цистерн, предназначенных для самого широкого круга транспортных задач. И это не случайно. Дело в том, что сталь из которой изготавливаются цистерны является всего лишь остовом на который могут наноситься различные защитные покрытия. Это могут быть как эмали, полимерные покрытия, различные оксидные пленки, а также особые сорта резины. Одним словом, сваренная из «чернушки» и обработанная особым методом цистерна способна перевозить в своем нутре практически все что угодно. Главное, чтобы она была для этого предназначена и имела соответствующую запись в технической документации. Казалось бы — нужен ли иной материал для изготовления «бочек»? Да, нужен, так как у цистерн первого типа есть один важный недостаток — относительно большой собственный вес. Чем он больше, тем меньше полезного груза может быть залито или засыпано в емкости и тем меньше составит гонорар перевозчика за выполнение транспортной задачи. Напомним, что, несмотря на то, что цистерна может комплектоваться осевыми агрегатами способными нести большую нагрузку нарушать максимально допустимую нагрузку на ось перевозчик не имеет права, в противном случае первый же весовой контроль выявит перегруз и транспортная компания будет оштрафована. В качестве компенсации упомянутого выше недостатка можно принять тот факт, что подвижной состав, полностью изготовленный из конструкционной стали, процентов на 15–30 дешевле, чем из «нержавейки» или алюминиевого сплава. Это существенно. Не случайно, что данное обстоятельство подчас играет решающее значение в выборе подвижного состава, причем не только когда речь идет о новой, но и бывшей в эксплуатации технике. Кроме того, металлическая цистерна в эксплуатации может оказаться дешевле своих конкурентов и все потому, что для ее ремонта достаточно простейшего сварочного аппарата, какие имеются в любой мастерской занимающейся ремонтом коммерческой техники.