СХЕМА РАЗГРУЗКИ – ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИЦЕПНОЙ ТЕХНИКИ
31.03.2015
Как известно, понятие «автопоезд» означает транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепных звеньев. Звеньями этими могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски. Преимущества прицепных автопоездов перед простыми грузовиками очевидны. Кроме значительного превосходства в производительности, прицепной автопоезд имеет такое ценное качество, как делимость.
Как известно, понятие «автопоезд» означает транспортное средство, состоящее из автомобиля-тягача и одного или нескольких прицепных звеньев. Звеньями этими могут быть прицепы, полуприцепы или роспуски. Преимущества прицепных автопоездов перед простыми грузовиками очевидны. Кроме значительного превосходства в производительности, прицепной автопоезд имеет такое ценное качество, как делимость. Благодаря делимости можно ускорять погрузочно-разгрузочные работы, поскольку рассредоточение звеньев поезда позволяет одновременно разгружать прицеп и тягач. Безусловно, преимуществом является возможность прицепа разгружаться автономно, когда тягач занят на других работах.
Однако автопоезд представляет собой сложное транспортное средство, требующее специального обслуживания. Имеются определенные особенности и в искусстве вождения автопоездов, поскольку, прежде всего, автопоезд отличается по маневренности от одиночного грузовика. И каждый состав имеет свои особенности при вождении, загрузке, разгрузке, свои «подводные камни», игнорирование которых часто приводит даже к трагическим последствиям.
Опрокидывание может произойти в том случае, когда момент внешних сил, действующих в поперечной вертикальной плоскости прицепного звена, превысит стабилизирующий момент, действующий в той же плоскости и стремящийся вернуть прицепное звено в исходное положение.
Для повышения устойчивости конструкторы предпринимают различные меры: максимально занижают, насколько позволяет проходимость, центр тяжести, увеличивают размер колеи колес, а также размер рессорной колеи. При выборе диаметра применяемых на прицепе шин для конструкторов одним из главных критериев является устойчивость. Именно поэтому шины прицепа, как правило, не унифицируются с шинами тягача.
На устойчивость прицепа при разгрузке большое влияние оказывает физико-химические свойства перевозимого груза, а именно его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой. Различают 8 групп навалочных грузов, характеризующихся размерами кусков или частиц по крупности, от особо крупных с размерами более 320 мм до пылевидных, менее 0,05 мм.
При самосвальной разгрузке в массе груза возникает сила сопротивления сдвигу, происходящая от сил трения, присутствующих между частицами и силами их сцепления. Значительными силами сцепления частиц обладают влажные и плохосыпучие грузы, вязкие материалы. С ростом влажности возрастают и силы сцепления частиц между собой. Возникновение значительных сил трения между частицами, мощные силы сцепления, повышенная впитываемость – все это характерно для строительных насыпных грузов. Но если при задней выгрузке самосвальный прицеп поднимается, образуя с рамой угол более 50°, и это позволяет «победить» силы сцепления частиц сыпучих грузов, то при боковой разгрузке угол подъема несколько меньший.
Некоторым строительным грузам присуще свойство, когда в них при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта. Резкий сход такого материала при выгрузке вполне может опрокинуть прицеп.
Также различные виды руд, рудные концентраты, уголь, минерально-строительные грузы, цемент, подвержены слеживаемости, т.е. способности отдельных частиц образовывать прочную монолитную массу. Это очень распространенное явление в среде навалочных и насыпных грузов. Для того чтобы выгрузить слежавшийся груз, необходимо восстановить его сыпучесть, а это проще сделать опять же при задней, классической, схеме выгрузки прицепа.
3-сторонняя схема выгрузки, хотя и значительно более сложная, чем обычная, задняя, в конструктивном плане, но добавляет прицепу целый перечень универсальных возможностей. Для выгрузки, например, непосредственно возле стен либо в помещении с невысокими потолками или же там, где имеются ограничения по высоте в виде линий электропередач. Сегодня 3-сторонняя схема выгрузки более популярна при транспортировке с/х насыпных грузов, которые менее подвержены слеживанию, спрессовыванию частиц груза под давлением верхних слоев и обладают хорошей сыпучестью, однако не потеряла эта схема выгрузки актуальность и на строительных объектах.
В расчете на хорошую сыпучесть самосвальные с/х прицепы с 3-сторонней выгрузкой изготавливаются, в основном, с кузовами прямоугольного сечения. Такой кузов имеет максимально низкий центр тяжести, а значит, способствует устойчивости, обеспечивает хорошую жесткость конструкции. Вместимость прицепа легко увеличивается путем установки дополнительных бортов.
Многие предприятия выпускают эту очень востребованную продукцию, спрос на которую, как показывает статистика, растет из года в год.
Однако автопоезд представляет собой сложное транспортное средство, требующее специального обслуживания. Имеются определенные особенности и в искусстве вождения автопоездов, поскольку, прежде всего, автопоезд отличается по маневренности от одиночного грузовика. И каждый состав имеет свои особенности при вождении, загрузке, разгрузке, свои «подводные камни», игнорирование которых часто приводит даже к трагическим последствиям.
Опрокидывание может произойти в том случае, когда момент внешних сил, действующих в поперечной вертикальной плоскости прицепного звена, превысит стабилизирующий момент, действующий в той же плоскости и стремящийся вернуть прицепное звено в исходное положение.
Для повышения устойчивости конструкторы предпринимают различные меры: максимально занижают, насколько позволяет проходимость, центр тяжести, увеличивают размер колеи колес, а также размер рессорной колеи. При выборе диаметра применяемых на прицепе шин для конструкторов одним из главных критериев является устойчивость. Именно поэтому шины прицепа, как правило, не унифицируются с шинами тягача.
На устойчивость прицепа при разгрузке большое влияние оказывает физико-химические свойства перевозимого груза, а именно его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой. Различают 8 групп навалочных грузов, характеризующихся размерами кусков или частиц по крупности, от особо крупных с размерами более 320 мм до пылевидных, менее 0,05 мм.
При самосвальной разгрузке в массе груза возникает сила сопротивления сдвигу, происходящая от сил трения, присутствующих между частицами и силами их сцепления. Значительными силами сцепления частиц обладают влажные и плохосыпучие грузы, вязкие материалы. С ростом влажности возрастают и силы сцепления частиц между собой. Возникновение значительных сил трения между частицами, мощные силы сцепления, повышенная впитываемость – все это характерно для строительных насыпных грузов. Но если при задней выгрузке самосвальный прицеп поднимается, образуя с рамой угол более 50°, и это позволяет «победить» силы сцепления частиц сыпучих грузов, то при боковой разгрузке угол подъема несколько меньший.
Некоторым строительным грузам присуще свойство, когда в них при увеличении влажности до критического значения вначале происходит увеличение, а затем резкое уменьшение сил сцепления частиц продукта. Резкий сход такого материала при выгрузке вполне может опрокинуть прицеп.
Также различные виды руд, рудные концентраты, уголь, минерально-строительные грузы, цемент, подвержены слеживаемости, т.е. способности отдельных частиц образовывать прочную монолитную массу. Это очень распространенное явление в среде навалочных и насыпных грузов. Для того чтобы выгрузить слежавшийся груз, необходимо восстановить его сыпучесть, а это проще сделать опять же при задней, классической, схеме выгрузки прицепа.
3-сторонняя схема выгрузки, хотя и значительно более сложная, чем обычная, задняя, в конструктивном плане, но добавляет прицепу целый перечень универсальных возможностей. Для выгрузки, например, непосредственно возле стен либо в помещении с невысокими потолками или же там, где имеются ограничения по высоте в виде линий электропередач. Сегодня 3-сторонняя схема выгрузки более популярна при транспортировке с/х насыпных грузов, которые менее подвержены слеживанию, спрессовыванию частиц груза под давлением верхних слоев и обладают хорошей сыпучестью, однако не потеряла эта схема выгрузки актуальность и на строительных объектах.
В расчете на хорошую сыпучесть самосвальные с/х прицепы с 3-сторонней выгрузкой изготавливаются, в основном, с кузовами прямоугольного сечения. Такой кузов имеет максимально низкий центр тяжести, а значит, способствует устойчивости, обеспечивает хорошую жесткость конструкции. Вместимость прицепа легко увеличивается путем установки дополнительных бортов.
Многие предприятия выпускают эту очень востребованную продукцию, спрос на которую, как показывает статистика, растет из года в год.