ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОЛУПРИЦЕПАМ И ПРИЦЕПАМ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ

07.04.2015

Выход на рынок нового полуприцепа или прицепа – результат многомесячного труда конструкторов, подтвержденного испытаниями. Однако для успешной работы важно не только иметь необходимые документы, но и понимать, какие дополнительные требования предъявляются к полуприцепам и прицепам в различных сферах.

Система сертификации транспортных средств, в частности, прицепов и полуприцепов сформулирована очень четко и унифицирована в странах Женевского соглашения 1958 года. В Российской Федерации  единственным документом, регулирующим порядок сертификации, является «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Техрегламент устанавливает требования в отношении безопасности и экологии автомобильной техники, в частности, количества и месторасположения, характеристик устройств освещения и световой сигнализации; тормозной динамики, внешнего и внутреннего шума; управляемости и устойчивости; защиты от разбрызгивания из-под колес. Четко сформулированы требования к габаритным и весовым параметрам, маневренности транспортных средств. Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам зафиксированы в отдельном Приложении к Техрегламенту. Прицепы для перевозки опасных грузов также должны соответствовать международному Соглашению по перевозкам опасных грузов, в котором Россия участвует, а также Правилам ООН, устанавливающим специфику конструкций таких транспортных средств.

Основная форма оценки соответствия ТС требованиям – одобрение типа транспортного средства (ОТТС). На основании одного образца техники и полного пакета конструкторской документации аккредитованный орган проводит лабораторные испытания по установленным требованиям, проверяет точное соответствие образца техники документам и заверяет своей печатью техническое описание, фиксируя, что именно данная конструкция одобрена. Далее орган по сертификации направляет комиссию на производство, чтобы оценить его уровень и соответствие стандартам, в частности серии ISO 9000. При положительном заключении выдается одобрение типа транспортного средства, которое служит основанием для получения ПТС. После этого производитель может запускать прицепы в серию, но не имеет права вносить изменения в конструкцию без информирования об этих изменениях органа по сертификации. Другими словами, информация обо всех изменениях должна быть передана сертифицирующему органу, который оценивает, влияет ли доработка на показатели безопасности прицепа, и либо проводит новые испытания, либо дает распространение действующего ОТТС. Это касается ситуации, когда изменения вносятся в конструкцию еще не реализованного потребителю прицепа или полуприцепа. Если же дорабатывается проданное ТС, то  ответственность ложится уже не на производителя, а на пользователя. При внесении изменений в конструкцию ТС, уже находящегося в эксплуатации, необходимо получить разрешение Госавтоинспекции, осуществить доработки, подтвердить безопасность в уполномоченном органе и получить свидетельство о безопасности ТС с внесенными изменениями.

Сельское хозяйство:
В сегменте сельского хозяйства требования по перевозке заметно разнятся для различных сфер деятельности. Так, перевозка животных: крупного рогатого скота, лошадей, овец, коз, свиней, пушных зверей – осуществляется полуприцепами-скотовозами. Пригодность их для перевозки животных и птиц и качество ветеринарно-санитарной обработки устанавливаются и проверяются органами Россельхознадзора, а не МВД.
Перевозка сена и овощей особых санитарных проверок не требует, но повышение производительности в зерновых хозяйствах связано с использованием более тяжелых машин с большими габаритами, таких как зерновозы бортовые и самосвальные с задней и боковой выгрузкой. Применение этой техники требует от ее производителей решения проблем, связанных с уплотнением почвы, допустимой массой перевозимого груза.

Производство продуктов питания:
Согласно установленным санитарным требованиям, любое транспортное средство, используемое для перевозки пищевых продуктов, обязано иметь санитарный паспорт. Санитарный паспорт представляет собой бланк строгой отчетности, в котором удостоверено соответствие конкретного транспортного средства характеристике перевозимых на нем пищевых продуктов, а также условиям перевозки. Проходить контроль необходимо не реже 1-2 раз в месяц. Со стороны производителя прицепа или полуприцепа для получения ОТТС необходимо использование одобренных сталей, уплотнителей, запорной арматуры.
Помимо соблюдения всех санитарных норм, часто при перевозке продуктов питания следует соблюдать необходимый температурный режим. Сертификация рефрижераторов производится в соответствии с нормами ATP, принятыми Женевским соглашением от 01.09.1970 г. о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов. Приняты маркировки: FRC, FRB, FRA, FNA, соответствующие рефрижераторам классов C, B, A с усиленной изоляцией кузова и класса A с нормальной изоляцией.
Особняком стоят полуприцепы-цистерны для перевозки пищевых жидкостей. Для самой цистерны нужна хорошая теплоизоляция (для этого применяется полиуретан) и использование материалов, которые не станут вступать в химическую реакцию с перевозимыми продуктами. Единственный материал, который при контакте с пищевыми продуктами не подвергается окислению, – нержавеющая сталь. Однако, в случае использования молоковозов для перевозки минеральной воды цистерна может быть изготовлена из пищевого алюминия.

Автобизнес :
Ко всем автовозам предъявляются жесткие требования к наличию современных элементов фиксации машин на платформах. Ремни и упоры не всегда гарантируют сохранность перевозимых транспортных средств.

Работа с опасными грузами:
Основное, что отличает бензовоз от другого грузовика, – это высокие требования по его пожарной безопасности. В рамках получения ОТТС полуприцепы для перевозки опасных грузов проходят особые проверки и испытания. Они должны быть оснащены антиблокировочной тормозной системой (АБС), тормозной системой, устойчивой к износу, предохранителями для электрических цепей, устройством для отключения аккумулятора. Кроме того, каждый полуприцеп должен иметь сертификаты соответствия резервуаров по ГОСТу.

Получение одобрения типа транспортного средства – путевка в жизнь для новой модели техники и обязательное условие для работы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.