Полуприцепы для перевозки тяжелой гусеничной техники

12.04.2016

Перевозка тяжелой гусеничной техники – одна из распространенных транспортных задач, и для ее решения используют как универсальные низкорамные полуприцепы-тяжеловозы, если речь идет о машинах массой до 40 т, так и специальные решения. Для перевозки техники до 140 и даже до 180 т это полуприцепы или прицепы модульного типа, для перевозок от 80 до 500–600 и даже более тонн – модульные транспортные средства.

В нижнем весовом сегменте применяют низкорамные полуприцепы-тяжеловозы как с фронтальным, так и с зад­ним заездом, раздвижные и нераздвижные в длину, с регулируемой шириной площадки с помощью механических уширителей либо с гидравлическим раздвижением. Для перевозки гусеничной техники обязателен стальной настил с тракозацепами, а для полуприцепов с задним заездом – опоры.

Основа специальных решений – экскаваторная площадка, или «балка под брюхо», как именуют ее в народе. Это действительно мощная продольная балка, на которую машина ложится днищем, если это бульдозер или трубоукладчик, или рамой гусеничной тележки, если это экскаватор, буровая, кран или другие машины с шасси такого типа. Балка может быть выполнена расширяемой для обеспечения надежной опоры машине с широким основанием. Перевозку «под брюхо» применяют, когда необходимо уменьшить габаритную высоту автопоезда, но в основном на локальных перевозках. Для магистральных перевозок предпочтительнее полная опора на гусеницы. Для этого «балку под брюхо» оснащают механическими уширителями с большим запасом прочности. Экскаваторные площадки «под брюхо» предлагают для полуприцепов или прицепов модульного типа и для модульных транспортных средств.

Широко применяемая альтернатива экскаваторной площадке – ровная низкорамная площадка, также используемая с модульными прицепами и модульными транспортными средствами. Гусеничная машина заезжает на площадку либо спереди, для чего площадка отцепляется от передней тележки и кладется на землю, либо сбоку по приставным аппарелям с разворотом на площадке.

Для экскаваторных и низкорамных прямых площадок характерно преднапряжение вверх. Если смотреть под транспортное средство сбоку, то оно выглядит «горбом». Под нагрузкой «горб» распрямляется, и площадка становится прямой. Технология преднапряжения позволяет снизить металлоемкость конструкции. В противном случае нужно либо применять мощные и соответственно слишком тяжелые профили, «съедающие» полезную грузоподъемность, либо площадка будет прогибаться вниз, сокращая дорожный просвет, а так как металл начинает работать на растяжение, то не исключен его разрыв. Технологию преднапряжения применяют европейские производители тяжелой прицепной техники, российские к ней пока только готовятся.

Колесные тележки прицепов модульного типа, как и тележки модульных транспортных средств, могут сцепляться друг с другом, образуя таким образом площадку большой грузоподъемности, но со значительной погрузочной высотой, и заезд на нее выполняется сбоку. Модульные транспортные средства в такой конфигурации с включением в состав автопоезда самоходных модулей используют для подъема-спуска в карьер тяжелых карьерных экскаваторов, вес которых может достигать 500–600 т. Экскаваторы поднимают из забоя на поверхность для ремонта.

На рынке предложен широкий выбор решений для перевозки гусеничной техники весом до 70 т, то есть практически всей гаммы строительной техники, за исключением превышающих этот предел бульдозеров, буровых машин, гусеничных кранов. Для решениях тяжелых и сверхтяжелых транспортных задач придется прибегнуть к индивидуальным решениям.